СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ПАП И МАМ,
ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ
В
работах известного отечественного педагога С. Соловейчика, автора книг
«Педагогика для всех» и «Учение с увлечением», есть очень важная,
основополагающая мысль: главный труд ребенка – это любовь к своим родителям,
именно она обеспечивает становление и развитие его души.
Как
же помочь ребенку этому научиться?
1.
Подчеркивайте хорошее.
Вспомните
слова одобрения из уст любимого вами человека. За это можно все отдать… Вот и
для вашего ребенка ваша похвала именно так и звучит, ведь для него любовь к вам
– самое главное.
Хвалите
ребенка, увидев, что он поступает правильно, улыбнитесь ему, обнимите!
Старайтесь,
чтобы ежедневной критики было в три раза меньше, чем слов одобрения, физических
проявлений ласки и любви!
Будьте
конкретны и ставьте во главу угла поведение ребенка: «Спасибо, что дождался,
когда я поговорю по телефону, и не перебивал меня»; «Я горжусь тобой, ты так
справедливо разрешил свой спор с братом»; «Ты молодец сегодня, не отвлекался
при выполнении домашней работы и сделал
ее очень быстро».
Но
не стоит использовать похвалу в качестве взятки! Нужно хвалить за усилия и
старание.
2.
Учитывайте индивидуальность вашего ребенка.
«Счастье
– это когда тебя понимают». Все помнят эти слова из любимого фильма.
Действительно, для любящего самое страшное – это когда его не понимают,
воспринимают не таким, каков он есть.
Не
подгоняйте весь мир под вашего ребенка, лучше терпеливо и спокойно обсуждайте,
объясняйте. Он таков, каков он есть, и он вас любит.
3.
Уважайте чувства вашего ребенка.
Любящий
человек беззащитен, ведь его сердце открывается объекту своей любви. Любая
обида причиняет боль.
«Я понимаю, что ты расстроился, когда я не
смогла прийти к тебе на соревнования. Мне тоже очень жаль», – эти слова передают
ваше понимание и показывают, что можно обижаться на кого-то и при этом любить
его.
4.
Не подводите своего ребенка.
Горько,
когда тебя предают. А когда предает любимый человек – горько вдвойне.
Отвечайте
за свои слова. Не шантажируйте ребенка: «Если ты еще раз вернешься поздно, будешь
впредь сидеть дома» и т.д.
Не
заставляйте ребенка чувствовать себя нелюбимым и несправедливо обвиненным. Лучше
сказать: «Я очень устаю, когда мне приходится делать еще и твою работу»; «Я так
беспокоилась(-ся)…»
Это
заставит ребенка думать о влиянии своего поступка на других и поможет впредь
вести себя иначе.
5.
Позвольте ребенку ошибаться.
Представьте
себе влюбленного человека, объект чувств которого только и делает, что
постоянно критикует и сравнивает его с другими: и поет он, дескать, хуже, чем N, и одежда у него проще, чем у M, да и вообще ум не тот, что у K. Такое отношение сильно ранит ребенка.
Дети,
которыми постоянно недовольны, чувствуют, что родителям невозможно угодить. Это
особенно опасно в подростковом возрасте. Лишенный доверия взрослых, подросток
часто начинает искать поддержки сверстников, даже если они предложат ему
попробовать наркотики или вступить в преступную группировку.
6.
Позвольте ребенку испытать естественные
последствия своего поведения.
Любовь – это труд души. Поэтому нельзя научиться любить,
не получая ничего взамен и не делая ошибок. Если ребенок ни разу не обидел
объект своей любви, то он никогда не научится определять грань допустимого.
Он получил двойку, потому что не подготовил задание –
сделал плохо не только себе, но и любимому человеку, расстроил его.
Если воспитывать чувство ответственности, то даже трехлетний
ребенок в состоянии понять основную причинно-следственную связь: игрушки нельзя
оставлять на дороге – их может переехать машина! Не сводите урок на нет,
не покупайте новые игрушки!
7.
Установите ограничения.
Любовь
потому и есть большой труд души, что главное в ней – не получить удовольствие
здесь и сейчас, а пронести это чувство через всю жизнь.
Если
вы установили разумные ограничения, не уступайте. Каждый ребенок должен знать,
где заканчиваются его права и начинаются права других людей. Чрезмерная
строгость не помогает! Дети должны иметь возможность исследовать и учиться на
собственном опыте, следовательно, не устанавливайте излишних запретов.
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ ПОХОЖА НА РОЛЬ ПРОВОДНИКА В ГОРАХ.
НЕ ПОДТАЛКИВАЙТЕ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО АЛЬПИНИСТА ПИНКАМИ
И КРИКАМИ, НО ВСЕ ЖЕ
УКАЖИТЕ ЕМУ ТРОПИНКУ К ВЕРШИНЕ!
|